Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Вокальная работа

Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.

Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама, бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, приговорки, дразнилки. Подрастая, ребёнок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребёнка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

«Запоют дети – запоёт народ» - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

В чём же заключается значение пения в жизни ребёнка

• Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления

• Пение в хоре даёт возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами

• Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства

• Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников

Основное требование учебной программы в детском саду - это научить ребёнка выразительному искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослого человека. У дошкольников он еще не сформирован и слаб.

Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый, так называемый «белый» звук и невнятная дикция.

Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокально-хоровой работе со взрослыми. Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении.

МЕТОДОМ развития певческого голоса детей, так же как и взрослых, является концентрический – расширение как в сторону нижнего, так и верхнего регистра.

Суть концентрического метода – постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. Центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Чтобы определить высоту примарных тонов голоса ребёнка, следует внимательно прислушаться к его речи и определить речевой диапазон. Как правило, центр речевого диапазона у детей находится в пределах си – ре’. Целесообразно начинать работу по постановке голоса ребёнка с укрепления его примарного диапазона. Затем голос развивается вниз, а потом вверх, путём исполнения попевок по полутонам.

ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ концентрического метода является русский композитор и замечательный вокальный педагог М. И. Глинка

Главная наша задача – не навредить в своей работе здоровью детей, не сломать этот хрупкий природный инструмент – голос, а укрепить его, развив вокальные навыки ребёнка.

В своей работе мы должны придерживаться следующих простых правил по охране детского голоса.

Немало важно в нашей работе подойти правильно к подбору репертуара.

Педагог не должен руководствоваться тем, что песня нравится ему лично. Песня должна быть не только красивой, но и удобной для исполнения детьми. При выборе песни нужно учитывать физические и возрастные возможности голоса ребёнка. Песня не должна содержать мелодию с широкими интервальными скачками, выходящие за рамки возрастного диапазона детей, слишком высокую, или низкую тесситуру, сложный, для понимания ребёнка, текст.

Вторая проблема – эстетическая ценность песен, исполняемых детьми. Часто музыкальные руководители выбирают для утренников песни современной эстрады, желая добавить юмора в праздничный концерт. Это смотрится иногда нелепо, когда маленькие дети поют, например, о взрослой любви. В детском саду не рекомендуется петь лирические песни.

Достаточно разучить с дошкольниками в год 12 – 15 песен, включая игры с пением и хороводы

При большем количестве дети просто не успевают выучить песни качественно и очень быстро их забывают.

Мы должны помнить, что выбрав не правильную песню, мы напрягаем, ещё слабый, не сформированный голосовой аппарат ребёнка. Голос из серебристого станет сиплым, надрывным, и, что очень важно помнить, останется таким на всю жизнь.

Артикуляционная гимнастика, упражнения

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проде­лав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части ре­чевого аппарата по отдельности работают активно, обратите вни­мание на общую артикуляцию во время разговора или чтения тек­стов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Итак, приступим к артикуляционной гимнастики.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

артикуляционная гимнастика - разработка щек

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

артикуляционная гимнастика - язык

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.

После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми

Раздзелы сайта